Особенности ведения кассовых операций

Рассматриваемая деятельность представляет собой технически коммерческие действия по:

  • непосредственной работой с денежной наличностью (выдача, хранение, пересчет);
  • работа с документами, сопровождающие денежные операции.

Порядок и правила ведения кассовых операций устанавливаются Центральным Банком. Выполнение данных норм считается обязательным, так как за нарушение на виновные лица и само предприятие могут быть наложены различные санкции.

Указанный формат существует для того, чтобы оперативно распоряжаться денежными средствами. При этом фиксация данного процесса является обязательным условием правильного ведения бухгалтерской отчетности. Соблюдение правил может считаться необязательным только для тех субъектов, которые в принципе не работают с наличными деньгами. То есть, фактически безналичный расчет не требует какой-либо отчетности.

Положение о ведении кассовых операций, разработанное ЦБ, говорит о том, что в ходе налоговой проверки необходимо предоставить контролирующему органу полный пакет документации, который покажет действительные финансовые расчеты, как в наличном, так и безналичном варианте.

Документальное оформление

Следует заметить, что с лета 2014 года действуют новые правила ведения кассовых операций в РФ. Они устанавливают ряд требований к представителям малого бизнеса, а также ИП. Соответствующий документ уже был зарегистрирован в Министерстве юстиции и вступил в действие. Что он несет нового?

В первую очередь был снят абсолютно ненужный лимит на денежные средства, находящиеся на хранении. То есть, ИП и малые предприятия не ограничены в своих действиях по хранению и распоряжению денежными средствами. При этом формулы расчета лимита более крупные предприятия могут выбирать самостоятельно. Это также можно назвать существенным плюсом. Налоговая инспекция, как контролирующий орган, больше не вправе перепроверять конкретные формулы лимита, однако за ней остается право контроля над их исполнением.

Для того чтобы обезопаситься, руководителям предприятий все же рекомендуется проводить оформление документов по кассовым операциям в соответствии с выданным приказом руководства, в котором есть ссылка на профильный нормативно-правовой акт.

Виды действий с наличными средствами

Любые финансовые трансферты можно разделить на:

  • Приходные;
  • Расходные.

Рассмотрим каждый вид более детально:

  • Действиями приходного типа можно назвать абсолютно любые наличные трансферты. При этом не важно, кто выступает субъектом пополнения;
  • Расходные варианты, характеризуются процедурой выемки наличных ресурсов из кассы.

Любое действие в обязательном порядке подтверждается документальным оформлением.

Вести работу поможет специальный аппарат с функцией выдачи чека – это правило ведения кассовых операций остается неизменным. Расходные виды также включают в себя несколько подвидов. К ним относятся:

  • Денежные переводы в банковские структуры;
  • Социальные взносы;
  • Выплаты зарплаты и командировочных;
  • Оперативные расходы, связанные с нуждами, возникающими в ходе деятельности.

Основные правила ведения кассовых операций

Новое Положение предполагает ряд новых правил не только для ИП и предприятий малого бизнеса, но и для средних, а также крупных. Правила ведения кассовых операций организаций существенно отличаются в плане документации. В частности, здесь более усложнен бухгалтерский учет, так как он строится на дополнительных приходных ордерах, а также документации, подтверждающей расходы.

Аудиторские проверки

Проверить финансовую дисциплину можно как самостоятельно, так и через проверки специальных контролирующих налоговых органов. Стоит заметить, что привлечение независимого аудитора — это исключительно положительный момент. Таким способом можно обезопасить свое предприятие от нежелательных правонарушений, которые вполне реально выявит налоговая инспекция.

Независимый эксперт сможет тщательно проанализировать кассовые операции и правила их ведения на предприятии. По результатам аудита руководству должен представляться детальный отчет, в котором сдержаться замечания по ведению деятельности с денежными средствами, а также конкретные советы по их устранению.

Налоговая проверка

В соответствии с действующим законодательством, все налоговые проверки можно разделить на плановые и внеплановые. Однако стоит заметить, что все они должны иметь конкретные законные основания. О начале процедуры проверки вас обязаны оповестить заранее и предоставить всю сопутствующую документацию. В полномочия налогового инспектора входит ревизия кассы, порядок ведения и документальное оформление денежных операций. Кроме того, в ходе проверки изучению подлежит:

  • Самостоятельный контроль над наличными средствами;
  • Наличие и правильное ведение кассовой книги;
  • Соответствие бухгалтерской отчетности и первичной документации;
  • Использование денежных средств по назначению;
  • Контроль над соблюдением формы и лимита кассы.

Если вы желаете избежать отрицательного результата проверки, который предвещает штрафные санкции, то лучше всего заранее проверить всю финансовую отчетность и правильность ведения кассовой книги.

Порядок ведения кассовых операций 2015

В данный момент нет каких-либо заявлений об изменениях, связанных с введением новых специализированных актов. Основным все также остается порядок, который начал функционировать с 1 июня 2014 года. Непосредственное ведение и выполнение кассовых операций следует осуществлять в соответствии с данным документом. Помните о том, что нарушение установленных правил сулит существенные финансовые санкции. Так, на частное лицо может быть наложен штраф от 3 до 6 тысяч рублей, на предприятия – в десятки раз больше. Если вы считаете, что контролирующие органы нарушили ваши права и интересы, их действия всегда можно оспорить в административном или судебном порядке.