Франшиза и франчайзинг: основные понятия и принцип работы

Развитие рынка в России движется вперед семимильными шагами. Не так давно начал развиваться франчайзинг – как форма организации бизнеса. Франчайзинг в России зародился в 1995 году. Рассмотрим определение и сущность этого явления в данной статье.

Франчайзинг – процесс покупки франшизы. Что такое франшиза простыми словами? В переводе с французского это понятие означает «льгота». То есть это как бы аренда торговой марки или бренда. По сути, это приобретение права пользоваться всеми наработками и технологиями бренда для получения собственной выгоды. Самые популярные примеры данной модели ведения бизнеса – рестораны быстрого питания Макдональдс и Subway.

Виды франчайзинга

Вид франчайзинга обусловлен предоставляемыми правами:

  • товарный – в данном случае франчайзер (владелец торговой марки) предоставляет право продавать свой товар франчайзи (покупателю франшизы);
  • производственный – франчайзер предоставляет франчайзи право производить товар по своим технологиям и продавать товар под своей торговой маркой;
  • сервисный – франчайзер по договору делится с франчайзи своими запатентованными правами по осуществлению какой-либо деятельности в сфере услуг под своим брендом;
  • предпринимательский – в этом случае франчайзи становится частью компании-франчайзера, т. к. он имеет ту же модель ведения бизнеса и осуществляет деятельность под торговой маркой последнего.

Кроме прямого, существует обратный франчайзинг. Это модель ведения бизнеса, при которой франчайзи, покупая договор, получает право на ведение деятельности под торговой маркой франчайзера. При этом владелец бренда обеспечивает своего партнера полным ассортиментом товара по оговоренному договору, обучает сотрудников. Франчайзи получает агентское вознаграждение по итогам продаж. Все конкретные цифры оговариваются в договоре.

Международный франчайзинг, а именно его Ассоциация франчайзинга, определила список из 70 видов хозяйственной деятельности, в которых используется метод франчайзинга. Это строительство, образование, гостиничный бизнес, авторемонт, туризм, магазины косметики, детские товары и многое другое.

Схема франшизы для малого бизнеса 2015 года: как она работает?

  • Заинтересованная в продвижении своего бизнеса компания нанимает на конкурсной основе предпринимателя, который будет с ней сотрудничать.
  • Компания предоставляет предпринимателю все необходимое для осуществления деятельности.
  • Предприниматель работает как нанятый директор:
  • арендует или покупает помещение, удовлетворяющее условиям компании;
  • получает все необходимые документы для открытия деятельности;
  • определяет перспективы развития и в кратчайшие сроки старается сделать предприятие прибыльным.
  • При возвращении компанией всех вложенных средств, вступает в силу договор франчайзинга. Директор становится партнером.

Данная схема – пример франшизы без вложений. То есть ее покупка происходит без начального (паушального) взноса за правообладание ею. Для большинства этот вид деятельности на начальном этапе (до того, как директор становится партнером) знаком как «представительство в регионах». Реальность и выгодность ведения бизнеса данным методом обусловлена растущей конкуренцией на рынке сбыта. Поэтому крупным компаниям выгодно иметь свои представительства в как можно большем количестве регионов.

К сожалению, участились случаи мошенничества именно в этом виде коммерции. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо внимательно подходить к выбору франчайзера. Для этого надо собрать информацию, имеющуюся на него в свободном доступе и проанализировать его надежность. Часто «подводные камни» кроются в договоре. Недобросовестные юристы способны составить документ таким образом, что потенциальный франчайзи не увидит в нем неудобных и нежелательных для себя условий или требований.

Существуют и другие виды покупки франшизы – с минимальными вложениями. Как вариант – это отсутствие паушального взноса и дешевые роялти-платежи (т. е. ежемесячная «арендная плата» за бренд).

Плюсы и минусы франчайзинга

Преимущества:

  • в наличии готовый бизнес с узнаваемым успешным брендом (нет необходимости вложения средств в рекламу и технологические разработки);
  • поддержка головным офисом – консультации, обучение и т. д.;
  • приобретение опыта с солидным партнером;
  • минимальный риск в плане банкротства, финансового краха;
  • франчайзинговые предприятия – самые выгодные. Они успешны в 90 % случаев;
  • низкий уровень конкуренции (головная компания не заинтересована в размещении на одной территории нескольких дочерних предприятий).

Недостатки:

  • невозможность внедрять новые технологии или формы работы. Необходимо осуществлять деятельность строго по шаблону;
  • высокая стоимость франшизы, цена в России варьируется от популярности бренда;
  • обязательность работы только с назначенными поставщиками;
  • ведение деятельности по раз и навсегда обозначенному курсу. Невыполнение предписанных правил может грозить большим штрафом или же лишением франшизы.

Рейтинг франшиз 2015 года

Ежегодно для наиболее полной оценки состояния рынка франчайзинга составляются специальные рейтинги. Они существуют как за рубежом, так и в России. Лучшие франшизы 2015 года выявили наиболее стабильные и надежные компании. Это позволит потенциальным франчайзи (покупателям) выбрать для себя надежный бизнес.

Топ франшиз 2015 года (по версии некоммерческого проекта «Рейтинг ТОП-100 франшиза» БиБосс.ру):

  • в розничной торговле – магазины одежды «Milavitsa»;
  • кафе и рестораны – «33 пингвина»;
  • детские товары – магазин игрушек «БЕГЕМОТиК»;
  • услуги для населения – компания мобильной связи «Теле2»;
  • спорт, здоровье – сеть медицинских лабораторий «Инвитро»;
  • обувь – сеть обувных каскетов «Эконика».

Аналитики рынка экономики предсказывают в 2017 году дальнейший рост российского франчайзинга. Это обусловлено появлением новых франшиз и стремлением предпринимателей не начинать новое дело с нуля. Тем более что свободных ниш для того, чтобы открыть новый бизнес становится все меньше.